Когда Вы попали в додзё к О-сэнсею?
Думаю, это было в 1940-м. Через неделю пришел Кисабуро Осава. Я тогда думал – что же это за плачевное состояние вещей, если я могу позаниматься самостоятельно пару недель, а потом прихожу и бросаю всех в додзё дзюдо? «Зачем тратить свои силы на такое боевое искусство?» — думал я. Тогда я и встретил Уесибу сэнсея. Шохей Мори, один из старших в клубе дзюдо, работавший на Манчжурской железной дороге, рассказал мне об учителе, обладающем феноменальной силой и спросил меня, хочу ли я познакомиться с ним. Он дал мне рекомендательное письмо, и я пошел.
Сэнсея не было в додзё в тот момент, когда я пришел, и меня встретил утидеси по имени Матсумото. Я спросил его в чем суть айкидо. Он ответил: «Дай мне руку я тебе покажу». Я знал, что он что-то попробует на мне исполнить и протянул ему левую руку вместо правой. Будучи правшой я хотел, чтобы моя сильнейшая рука осталась свободной. Он схватил меня за запястье и резко сделал никкё. Я никогда не укреплял эту часть тела, поэтому я был в агонии. Конечно, я побелел, но я не собирался давать ему понять, что он так легко меня победил, поэтому я терпел боль так долго, как только мог. Потом я нанес удар правой рукой, он этого не ожидал и отпустил. Я уже начал думать, что если это и есть айкидо, то мне уже можно собираться домой. В этот момент вернулся О-сэнсей. Я показал свое рекомендательное письмо, и он сказал: «А, да, мистер Мори…» И тогда в качестве демонстрации он начал швырять одного из крупных утидеси по додзё.
Я подумал, что все это выглядит неправдоподобно, пока он не сказал мне снять пальто и атаковать его. Я встал в стойку дзюдо и двинулся, чтобы захватить его. К моему величайшему удивлению он бросил меня так легко и быстро, что я даже не понял как это произошло. В тот же момент я осознал, что хочу научиться этому. Я тут же спросил разрешения записаться в ученики и начал приходить в додзё каждый день со следующего утра. Я находил тренировки очень странными и загадочными и умирал от любопытства, как же выполняются эти техники? Когда кто-то использует силу, чтобы бросить тебя, всегда есть что-то, на что можно среагировать и применить контр-технику. Но совсем другое дело когда человек не делает ничего особенного и ты все равно падаешь. Я подумал : «Ух-ты, вот это реальная вещь!»
В начале я не понимал что происходит. Даже старшеклассники могли бросить меня без особых проблем. Находя это странным, я старался схватить еще сильнее, но как следствие меня было еще легче бросить.
В то же время я продолжал тренироваться в Учикай. Я часто оставался там на ночь и практиковал зазэн и мисоги. Эти тренировки были сконцентрированы на том, чтобы достичь просветленного состояния, в котором тело и разум становились бы одним целым без особых усилий. Это отымало массу сил, а после этого я бежал на тренировку айкидо уже и так до смерти уставший. К моему удивлению, я обнаружил, что в этом состоянии те, кто раньше без труда бросал меня, уже были абсолютно не в состоянии это сделать! А мне же наоборот не составляло большого труда бросать их. Все думали, что это очень странно и говорили: «Что происходит с Тохеи?! Он пропускает тренировки и возвращается еще сильнее чем раньше!»
Если ты перестаешь цепляться за свою силу, то бросить тебя становится все сложнее, а тебе же наоборот проще бросить своего оппонента. Я подумал про Уесибу сэнсея и мне пришло в голову, что он полностью расслаблен, когда практикует айкидо. Именно тогда я впервые осознал что стоит за словом «расслабленность».
Мое айкидо продолжало прогрессировать по мере того, как я продолжал практиковать мисоги и зазэн. Уже через шесть месяцев или около того, меня начали посылать преподавать в таких местах, как полицейская военная академия в Накано и частная школа Шумеи Окава. Никто, кроме О-сэнсея не мог бросить меня. У меня заняло 6 месяцев, чтобы продвинуться до этого уровня, поэтому мне кажется, что если приобретение этих навыков занимает пять-десять лет, то это слишком медленно.
Даже сейчас многие стараются изо всех сил учить приемы, тогда как я думал о ки с самого начала.