Принцип рычага в Айкидо

Принцип рычага в айкидо и прост и сложен одновременно. Прост, потому, что неосознанно мы с ним знакомы с детства, а осознанно примерно с седьмого класса, когда проходится курс «простых механизмов». А сложен потому, что при выполнении некоторых технических приемов, и, главным образом, освобождений от захватов, наше тело естественным образом сопротивляется претворению в жизнь этого принципа. Вот эта фраза должна быть уже совершенно непонятна. Поэтому давайте сразу, разделим понятия «рычага» на два: первый, который наге, применяет, как правило, при выполнении бросков и второй, который, наге, опять же, как правило, применяет при освобождении от захватов.

На первый взгляд звучит странно, чем же может отличаться принцип «рычага» от принципа «рычага»?! Оказывается, не только может, но и отличается. А все дело в психологии и, как следствие, в определении точки приложения силы.
Для того чтобы получился бросок, у нас должны быть: точка опоры, плечо и сила. Больше плечо – меньше силы необходимо затратить для результата и т.д. И хоть формулы и давно забыты, мы, во время тренировок, интуитивно применяем и даже не просто физику, а целую биомеханику и чаще удачно, чем неудачно используем различные рычаги.
Речь не идет о том, что при проведении броска, мы срочно просим зрителей включить телефон, найти там калькулятор и просчитать с какой силой, где надавить и как крутануть руку до характерного постукивания о татами. Мы подсознательно чувствуем, как лучше взять захват, чтобы плечо было подлиннее и того усилия, которое мы можем приложить, хватило бы для броска или проведения болевого удержания. С этим все понятно, поэтому, такие техники как хиджи-киме, уде-киме или уде-гарами, как правило, особых проблем не вызывают.
Но простота эта, прежде всего, из-за психологического комфорта. Когда вы хозяин положения, вы спокойно оцениваете ситуацию и принимаете чаще правильное решение.
Совсем другое дело, когда вы, находясь в роли атакуемого, испытываете и психологическое и физическое давление.
Принцип рычага, безусловно, не меняется, но оценить объективно ситуацию становится гораздо сложнее.
Взял партнер захват мороте-дори, руки крепкие оказались, поборолись пару минут, видите – не получается не то, что от захвата избавиться, а даже руку поднять, чтобы на что-то другое перевести, и приходиться вспоминать, что недавно, мол, травма была, да еще и не выспался, в общем, – держи послабее….
С мороте-дори это еще куда ни шло, а вот если и тэнкан не проходит, то тут уже начинаешь очередной раз ловить себя на цитате из «Большой перемены»: «Ходишь, ходишь в школу, а потом бац ….».
Все это проблемы базовой техники. А вернее методических приемов, с помощью которых, принципы становятся не просто понятны, но естественны для студентов.
Вся проблема в нашем сознании. Схватили нас за руку – мы тут же пытаемся ее вырвать. То есть, начинаем бороться непосредственно в том месте и с тем местом, где с точки зрения нашего тела существует опасность. Можно, конечно, и так, но для того, чтобы прошел именно такой вариант, даже не представляю, сколько время надо провести в качалке. Да и то не факт, что пройдет,- качков-то у нас хватает.
Короче, сложность применения принципа рычага для освобождения от захватов в необходимости контроля над собственным сознанием. В частности, с желанием все свои силы приложить там, где вас захватили. Но рычаг-то эффективнее, если плечо длиннее. А значит силу, чаще всего, надо применить в другом месте, мысленно построив конструкцию с вашим усилием на максимально длинном плече.
Меня в свое время Канэцука сэнсей погонял на мороте-дори несколько лет, вот какое-то осознание и даже прочувствование и пришло. А как без этих лет понять на мышечном уровне, что в том же злосчастном мороте-дори точкой опоры является сам захват, что его использовать надо, а не спешить от него избавиться, и что плечо будет длинным ровно настолько, насколько вам хватит вашей осознанной фантазии, я не знаю.
Рассказать друзьям